Интернет, создав новое бизнес-пространство, теперь ежедневно предъявляет нам требования к его освоению. Совершенно уникальное место в этом пространстве занимает маркетинг с приставкой интернет. Сразу стоит отметить, что традиционный маркетинг в Интернете – это почти нонсенс, формы интернет-маркетинга очень сильно отличаются от привычных нам. Сеть Интернет – особая зона, здесь все имеет другой вид и другое значение.
Впервые речь о интернет-маркетинге зашла, когда в начале 1990-х годов информацию о товарах начали размещать текстовые сайты. Само явление интернет-маркетинга, сложное и многоплановое, можно определить как практику использования в Интернете рекламы, всех ее аспектов, для получения отклика от аудитории. Практика эта включает и технические, и творческие аспекты работы в бизнес-пространстве Сети.
Интернет-маркетинг, представлявший поначалу просто продажу информационных продуктов, дожив до наших дней, изменился кардинально. Экономика в целом и бизнес- среда в частности в последние десятилетия формировались в условиях постоянных изменений, проходящих частью естественным эволюционным путем, частью же – радикальным образом. Изменения технологий – коммуникационных и информационных – диктуют радикально новые требования к построению успешного бизнеса и управлению им.
Есть идея? В Интернет!
Сегодня всякий, имеющий товар, услугу, да хоть просто завалящую идейку, благодаря интернет-маркетингу может достичь максимально широкой аудитории. Интернет-маркетинг дает возможность доступа – быстрого и дешевого – к армии потенциальных покупателей по всему миру. Дает он и возможность колоссального ускорения процессов создания и доставки потребителю продукта. Выставляя на рынок образцы новых услуг и продуктов, производитель очень быстро получает обратную связь. Как следствие – с огромной скоростью идет совершенствование продукта. Отметим, что к продаже рынок интернет-маркетинга сегодня предлагает не только программные продукты, но также информационное пространство и бизнес-модели.
Революционные (без всякого преувеличения) технологии диктуют необходимость коренного обновления бизнес-моделей. Старые бизнес-модели уже не выдерживают конкуренции по таким параметрам, как сложность и скорость. Интернет-маркетинг сегодня работает с несколькими бизнес-моделями. На заре его существования первой появилась модель B2C, иначе: бизнес – потребитель. Схема B2B (бизнес – бизнес) начала действовать позже, поскольку оказалась более сложной. B2C – это прямые продажи конечному потребителю. B2B – компании, которые делают бизнес между собой. Более редкая модель – P2P – это конструкция пользователь – пользователь. В этой модели обычные пользователи Интернета продают друг другу товары или меняются ими между собой.
Составляющие интернет-маркетинга
Интернет-маркетинг, являющийся составляющей электронной коммерции, может, в свою очередь, состоять из таких частей как интернет-интеграция, информационный менеджмент, маркетинг (поисковый, аффилиативный, e-mail, скрытый, вирусный), баннерная, интерактивная и e-mail реклама, PR, служба работы с покупателями и продажи.
Интерактивность, наличие таких мощных инструментов, как таргетинг, возможности постклик-анализа – у интернет-маркетинга много серьезных преимуществ перед традиционными формами маркетинга. По оперативности в коммуникации с клиентами с интернет-маркетингом не может конкурировать ни одно из существующих направлений. И на рынке B2B, и в потребительском секторе сегмент интернет-маркетинга и рекламы постоянно растет. Об этом свидетельствует ежедневное появление новых сайтов, порталов, интернет-магазинов.
Веб-маркетинг: демография вашего сайта
Но это все теория. Поговорим о практике.
Чтобы осуществить комплексный интернет-маркетинг, в первую очередь нужна информация о сайте. Полную, всеобъемлющую картину может дать только маркетинг-аудит сайта . Он даст ответы на все вопросы. Почему, например, количество посетителей сайта в несколько раз больше, чем количество покупателей? Или почему посетители просматривают далеко не все страницы на сайте? С помощью аудита станет понятно, легко ли посетителю получить необходимую информацию на сайте и какие страницы сайта являются сложными для восприятия. Маркетинговый аудит сайта продемонстрирует эффективность главной страницы сайта.
Если посетители будут уходить с первой же страницы, даже при хорошей посещаемости сайт будет абсолютно бесполезен. Есть данные, свидетельствующие, что уровень отказа для сайта электронной коммерции (имеется в виду среднестатистический сайт) равняется 67%, то есть две трети! Практика аудита при этом показывает, что у подавляющего числа сайтов задействована лишь небольшая часть маркетингового потенциала. Стандартные причины: непривлекательный дизайн, плохо проработанная навигация, нарушения логики и т. д.
В задачи веб-маркетинга, таким образом, входит: разработка структуры сайта, уникального дизайна, и многое другое. При проведении маркетингового аудита сайта оценивается прозрачность его структуры для пользователя, ее логичность, выявляются ошибки и недочеты в рубрикации. Содержание сайта приводится в соответствие со стратегией бизнеса и с целями сайта. Маркетинговая оптимизация и раскрутка сайта направлены на фильтрацию интернет-аудитории, вычленение из нее целевых посетителей, что в конечном счете позволяет работать с клиентом напрямую. Основными задачами для Вашего сайта всегда будут: постоянное обновление информации, количество и качество трафика, высокий рейтинг позиций в поисковых системах. Эффективность работы и грамотное ведение статистики сайта делает возможным: по минимуму – прогнозировать доходы от него, по максимуму – влиять на них.
Маркетинг – отныне и навсегда
Необходимость использования маркетинга в Интернете и Интернета в маркетинге понимает пока не каждый потребитель. Но у специалистов, да и у многих клиентов высокая эффективность, состоятельность Интернета, как инструмента маркетинга сегодня уже сомнений не вызывает. Это чрезвычайно действенное средство повышения популярности компании среди целевой аудитории, заставляющее компанию постоянно быть в тонусе, а значит – на плаву.
Помните, удержать имеющегося покупателя так же важно, как и завоевать нового!