ZeroUIДизайн Zero UI — это дизайн невидимых интерфейсов.

Когда мы говорим «дизайн» или «интерфейс» в контексте Zero UI, речь идет скорее не о веб-дизайне, а о дизайне в широком смысле слова: дизайне продукта, промышленном дизайне. Дизайне, который переводится как «проектирование», подразумевает изобретательские компетенции у дизайнера, а не просто наличие навыка рисовать веб-интерфейсы.

Zero UI характеризуют две главные составляющие.

Первая составляющая Zero UI: отсутствие привычного графического интерфейса

Устройства, созданные людьми для повседневного пользования, прошли путь эволюции органов управления: рычаги, физические кнопки, машинный код, командная строка, графический интерфейс, тачскрин.
Последняя технология в свое время перевернула сознание дизайнеров и потребителей с ног на голову — теперь для взаимодействия с устройством нужно было на одного «посредника» меньше: в данном случае атавизмом стала мышь и клавиатура.
Но все эти интерфейсы продолжали говорить на языке машин, а не людей. Например, что предлагалось сделать человеку, чтобы лучше слышать звук из устройства:
1. Подойти к устройству и повернуть ручку.
2. Взять контроллер и нажать на нем кнопку.
3. Взять контроллер и нажать на нарисованную кнопку.
4. Нажать на нарисованную кнопку на экране самого устройства.
5. Сделать естественный для человека жест: прислушаться.

Графический интерфейс (GUI) остается таковым и на экране компьютера, и на тачскрине планшета. Его суть не меняется, как не происходит никаких радикальных сдвигов в плане удобства пользования.

Zero UI — самый естественный способ управлять устройством. Иными словами, это touchless tech, интерфейс без видимой части интерфейса. Из самых известных примеров таких интерфейсов: Microsoft Kinect и Apple Siri, управление жестами и голосом соответственно.

Вторая составляющая Zero UI: упреждающие технологии

Отсутствие визуальной части интерфейса — это только внешняя сторона Zero UI. Внутренняя сторона подразумевает, что часть действий совершается за пользователя, так как устройство «угадывает» его желания.
На самом деле, конечно, ни о какой магии речи не идет, всё вполне приземленно: Big Data, персонализация и машинное обучение.

Интеллектуальный термостат Google Nest запоминает распорядок дня жильцов дома, определяет, когда они уходят и приходят — чтобы автоматически регулировать подачу тепла. При этом у Nest есть и обычный тач-интерфейс для ручной настройки.

Подобные устройства уже не воспринимаются как научная фантастика. Это стало возможным благодаря ряду предпосылок — как в сфере технологий, так и в области самого дизайн-подхода.

Предпосылки появления Zero UI

Краткий список основных технологий и тенденций в дизайне, которые в итоге сделали появление Zero UI неизбежным (в скобках примеры):

Технологии

Голосовое управление (Siri, Microsoft Cortana).
Управление жестами (Microsoft Kinect).
Управление микрожестами (Leap Motion).
Локализация лиц на фото и видео.
Распознавание лиц, отпечатков пальцев.
Беспроводная передача энергии.
Определение точной геолокации пользователя (iBeacon)
Интернет вещей (Google Nest).
VR и AR, виртуальная и дополненная реальность.
Big Data, персонализация, машинное обучение.

Суммируя: появилась технологическая база для Zero UI, так как стало возможным управлять устройством без помощи контроллеров-посредников, а также использовать анализ данных для упреждающего действия интерфейсов.

Дизайн

Минимализм в интерфейсах.
Унификация стилей веб-дизайна (material design: производители ОС диктуют стиль).
Сокращение вариативности, внешняя типизация интерфейсов.
Популяризация готовых типовых решений (конструкторы сайтов, библиотеки иконок, нет необходимости много ресурсов тратить на графику).
Мультиплатформенный дизайн (единый интерфейс для разных носителей: сайт, приложение, терминал — требует разработки единого UI Kit).
Бесшовный опыт (пользователь может выбрать товар с планшета, продолжить покупку с рабочего ПК, а оповещения о доставке получать через push — при этом цепочка не прерывается, для пользователя это единый процесс).

Суммируя: ценность дизайна как графического искусства снизилась за счет вытеснения ее типовыми качественными решениями. Ориентация на несколько платформ сразу заставила разрабатывать более продуманные дизайн-решения, ценность аналитики возросла.

Общую тенденцию в дизайне на сегодня можно описать так
Обесценивание графической части дизайна вместе с одновременным ростом ценности проектирования интерфейса.
Сильная пре-аналитика, концентрация на удобстве пользователя и использование технологических возможностей.

Казалось бы, то же самое говорили много лет назад: когда вдруг в сфере веб-разработки появился термин «юзабилити», а потом UX. Однако по факту у большинства веб-продакшенов за этими словами не стояло ничего: дизайнеры создавали решения «из головы», глубокий научный подход и аналитика не были нужны, так как потребность клиента формулировалось просто: «хотим новый сайт».

Как Zero UI влияет на веб-дизайн

Влияние парадигмы Zero UI на веб-дизайн — это, в первую очередь, не бесконтактное управление, а именно предиктивность в дизайне. Та часть, о которой мы упоминали ранее: большие данные, персонализация веб-сервиса под конкретного пользователя. Немного раскроем тему на примерах.

Смысл Zero UI в веб-дизайне — предугадать, что пользователь хочет сделать и переместить его сразу в середину пользовательского сценария.

Просто дизайн

Простоплеер предлагает выбрать музыку по жанрам, исполнителям или включить готовый плейлист.
Онлайн-журнал «Секрет Фирмы» не использует push-уведомления для доставки новых материалов. Чтобы получить информацию, пользователь должен совершить действие: зайти на сайт, найти рубрику, открыть новость.
Навигатор предлагает выбрать адрес назначения и только после этого показывает маршрут.

Дизайн по принципам Zero UI

«Яндекс.Музыка» анализирует прослушанные ранее треки, предпочтения людей с похожими вкусами и рекомендует композиции и исполнителей, которые с большой вероятностью понравятся пользователю.
Онлайн-журнал Slon Magazine присылает push-уведомления в браузер с анонсами самых важных новостей. Происходит «пассивное» потребление информации без дополнительных действий пользователя и даже при закрытом сайте.
Навигатор автоматически определяет, что водитель, скорее всего, сейчас поедет с работы домой: сам прокладывает маршрут и сообщает, сколько времени займет дорога с учетом пробок.

Можно было бы приводить примеры очень долго и из самых разных отраслей: приложения-навигаторы, онлайн-магазины, сервисы заказа такси и доставки.

Веб-сервисы, отвечающие принципам Zero UI выполняют часть пользовательских сценариев «про себя» — это делает процесс взаимодействия с ними быстрым, удобным и в итоге существенно повышает лояльность клиентов: пересаживаться на веб-сервис с «ручным управлением» после них не хочется.

А что потом

Строить прогнозы — штука неблагодарная, они почти никогда не сбываются. Одно очевидно: Zero UI сегодня выглядит наиболее логичным решением всех наболевших проблем в проектировании интерфейсов. Да и просто данью современному ритму жизни: когда секунды производительности заставляют отказаться от пользования сервисом.

Одними интерфейсами дело не ограничится: стоит ожидать, что названные технологические предпосылки будут находить всё более широкое применение в digital-кампаниях. Сегодня полноценная digital-кампания — это уже не «сайт + промо-приложение + продвижение», бизнес идет к осознанию ценности самого сервиса, а это значит — к трансформации бизнес-процессов.

Zero UI — тренд, меняющий сам подход к дизайну. Теперь гипотезы основываются не на опыте конкретного человека и его предположениях, в основе — точные бизнес-показатели, аналитика, постоянное тестирование этих гипотез. Дизайн становится самообучающимся механизмом, а дизайн-команда — прежде всего аналитической командой, меняющей процесс дизайна и процессы самого бизнеса.

Чтобы дать пользователям сервис, откалиброванный специально под них. С персонализацией и по канонам Zero UI.

Статья опубликована по материалам https://vc.ru/p/zero-ui-aic